Храм Преображения Господня, село Сивково, можайского района МО

«Иорданская сень XVII века» в Суздальском кремле

Иорданская сень — уникальный памятник древнерусского искусства конца XVII в. Сооружения подобного типа были хорошо известны на Руси в XVI-XVII вв. Их создание было связано с давней традицией — устройства наверший или сеней над церковными престолами, молельными местами царей, патриархов и знати, царскими тронами.

19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, над прорубью, или «иорданью», устраивался особый декоративный навес, получивший название «иорданской сени».

Вот что пишет в своих воспоминаниях замечательный краевед и старожил Суздаля Снегирев В.М.: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шел священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на иордань нес священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь».

Иорданская сень митр Иллариона Суздаль

Создание суздальской Иорданской сени было связано с первым Суздальским митрополитом Иларионом. Так сообщается в «Житии преосвященного Илариона митрополита суздальского» об изготовлении, именно по его указанию, этого сооружения: «…содела же и хоругви великия и высокие образцом хитростным и удивительным о пяти главах со крестами позлащенными, именуется Иордань, — якобы наподобие церкви».

Иларион (в миру Иван Ананьев, 1631-1707 гг.) был первым Суздальским митрополитом с 1682 по 1707 гг. Он являлся духовником царя Федора Алексеевича, поддерживал предпринятое патриархом Никоном исправление церковных книг. В годы его служения на митрополичьей кафедре в Суздале произведена перестройка Рождественского собора, возведен величественный иконостас, завершено строительство Архиерейского дома с роскошной Крестовой палатой, в Суздальской епархии построено около семидесяти церквей. Иларион похоронен в Рождественском соборе Суздаля и является местночтимым святым (память 14/27 декабря).

Иорданская сень ежегодно собиралась в праздник Крещения, а в остальное время хранилась в разобранном виде. Она изготовлена из 260 деталей, вырубленных из сосновых бревен и обтесанных топором. Сень представляет собой навес в виде пятиглавого храма на четырех круглых резных столбах. Высота шатра — 8,5 метров. Навес окружен оградой с четырьмя воротами с килевидными арками. Детали крепятся в пазы, без гвоздей, с помощью кованых железных крюков и пробоев, а между собой отдельные доски соединены шпонками и железными скрепами. Для последовательности сборки на всех деталях сделаны зарубки. На основных деталях шатра буквами обозначены стороны света.

Сень и ограда расписаны темперными красками, «травами»: орнаментом из сплетенных ветвей, листьев, цветов, растительных завитков. Росписи XVII в. не сохранились на кокошниках сени, в настоящее время они покрыты масляной живописью XIX в., представляющей сюжеты: Господь Саваоф, Господь Вседержитель, Богоматерь «Знамение», Схождение ангела в купель.

 

Иорданская сень была реставрирована музейными реставраторами в 1969-1973 гг. и в 2005-2006 гг.

В настоящее время Иорданская сень — это единственный сохранившийся памятник подобного рода.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИЛАРИОНА,

МИТРОПОЛИТА СУЗДАЛЬСКОГО И ЮРЬЕВСКОГО

(память 14/27 декабря)

Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский, в миру Иоанн, родился 13 ноября 1631 года в семье нижегородского священника Зачатиевского монастыря Анании и его жены Мелании. Отец Иоанна славился глубоким бла­гочестием и начитанностью. Он начал учить сына грамоте в трехлетнем возрасте. Господь даровал Иоанну особенные способности: через год он уже мог читать Псалтирь и другие книги Священного Писания. В пять лет Иоанн читал в церкви и был канонархом. После смерти супруги отец его Анания оставил паству, дом оста­вил на попечение старшим сыновьям, а сам удалился в Спасо-Преображенский монастырь вместе с малолетним сыном Иоанном.
В 1652 году он был одним из трех кандидатов на патриарший престол, изби­раемых вместе с будущим патри­архом Никоном.

В безмолвии монастыря, церковных службах, молитве и посте протекало детство будущего святителя. Братья не сочувствовали аскетическому настроению юноши и уговорили Иоанна жениться на Ксении, дочери священника. Брак был счаст­ливым, но не продолжительным: через полтора года жена его умерла. Это послу­жило указанием Иоанну вернуться на иноческий путь. В этом наме­рении утвер­дил Иоанна его отец —иеромонах Антоний. «Не ищи себе покоя на земле, ни богатства, ни славы», — говорил старец Антоний своему сыну перед кончиной.

Не сразу Иоанн выбрал место для иноческой жизни. При посещении Флорищевой пустыни, где жили всего четыре человека, он дал обет поселиться в ней. Основатель пустыни схимонах Мефодий предсказал, что Иоанн создаст здесь обитель. Место это находилось в девственном лесу на Флорищевой горе, недалеко от местечка Гороховца.

Родные, узнав о намерении Иоанна, стали отговаривать его от иночества. Тот стал колебаться и почти согласился вступить вторично в брак, но неожи­данно ослеп. Так повторялось трижды: как только Иоанн хотел нарушить свой обет, Господь наказывал его слепотою. В удрученном состоянии он отпра­вился в Троице-Сергиеву обитель, где со слезами молился у мощей преподобного Сергия о своем исцелении. Преподобный Сергий явился ему в видении, приказал идти во Флорищеву пустынь и обещал свою помощь. К Иоанну вернулось зре­ние. Из Свято-Троицкого Сергиева монастыря Иоанн поехал к брату жены, Коломенскому епи­скопу Павлу, который 11 декабря 1653 г. постриг его в мо­на­шество с именем Иларион. Епископ Павел хотел оставить его у себя, но молодой инок горел желанием вернуться в указанную волей Божией Флорищеву пустынь.

Трогательна была встреча монаха Илариона со старцами. Они во время его отсутствия построили деревянную церковь в честь Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Ефрема Сирина. 22 мая 1654 года патриарх Никон по просьбе братии посвятил Илариона в сан иеромонаха, признав его «зело искус­ным в Священном Писании».

Иеромонах Иларион удивлял своими подвигами даже духовно-опытных иноков: ночи он проводил в бдении, полагая по тысячи поклонов, пищу вкушал через день, иногда через два-три дня, в посты же оставался без пищи всю неделю. Свое тело он изнурял тяжелой работой по благоустройству пустыни, а короткий отдых посвящал чтению святых книг.

Во время моровой язвы 1654 года умерли все иноки Флорищевой пустыни, кроме Илариона. Некоторое время он жил один, но затем переселился поближе к селению Афанасьеву. Окрестные жители помогли построить келлию, но так как она была срублена из сырых деревьев, то святой Иларион всю зиму терпел сырость и холод. Весной он возвратился в пустынь вместе с присоединив­шимся к нему для совместных подвигов монахом Ионой. Вскоре собралось до 15 че­ло­век братии. Иноки расчистили дороги, устроили мосты через реки и ручьи, и с тех пор обитель начали посещать богомольцы. Была построена теплая зимняя церковь, так как первая церковь, построенная старцем Мефо­дием, сгорела. Вок­руг новоустроенной обители насельники возвели ограду.

Во время беспрерывного труда по устройству обители священноиноку Ила­риону пришлось пережить тяжелые искушения. При строительстве в обители каменной церкви возникли разногласия между строителями. Святой Иларион скорбел об этом и стал сомневаться в начатом деле. С такими мыслями он однажды уснул в храме после службы. Во сне ему явилась Божия Матерь
и ска­зала: «Перенеси Мой образ, называемый Владимирский, из теплой церкви и поставь его в ново­созидаемой каменной — и Я буду тебе там Помощницей». Святой Иларион собрал иноков. Под торжественный звон колокола и молебное пение они принесли икону Богоматери в строившуюся церковь и поставили среди лесов. С тех пор дело пошло успешно. Когда строители ночью отдыхали, иноки помогали в стро­ительстве: они носили кирпичи, песок, тесали доски. Святой хотел сделать икону местной и освятить в честь ее храм. Но ему было видение, по которому он понял, что храм должен быть освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Однажды во время вечернего иноческого правила, которое игумен Иларион совершал вдвоем с иеродиаконом, в церковь ворвались грабители. Они убили иеродиакона, а игумена начали жечь огнем, требуя денег. Они не верили, что
в обители не было золота. Превозмогая боль, святой Иларион обратился к чу­до­­творной иконе и сказал: «О, Пречистая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа! Если они повредят меня огнем, у меня не достанет сил всегда прославлять Сына Твоего и Тебя». Вдруг разбойникам послышались крики лю­дей, искавших их, и они в страхе разбежались.

Однажды св. Иларион, проходя мимо церкви, услышал голос: «Я про­слав­лю тебя по всей земле». Он затрепетал и, пройдя в преддверье, не нашел там нико­го из людей; в притворе была только Владимирская икона Божией Матери. Подвиж­ник со слезами пал перед образом на колени и исповедал свое недостоинство.

В неурожайные годы в обители не хватало хлеба, и братия роптали, что св. Иларион и в это время не отказывал в пропитании странникам и бо­го­мольцам. Но игумен надеялся на помощь Божию и действительно получал ее: когда иссе­кали последние запасы, благотворители привозили в оби­тель хлеб.

Кроме внешних искушений, святому Илариону пришлось перенести и тя­желую внутреннюю брань. Три года помыслы сладострастия и уныния одолевали подвижника. Царица Небесная и святые угодники и в этой брани поддерживали святого. Так, когда под влиянием нечистых помыслов в сновидениях он решил не служить Божественных литургий, святитель Николай явился ему во сне и пове­лел, не смущаясь видениями духа злобы, ежедневно совершать литургию. Когда же ни строжайший пост, ни тяжелый труд не избавили святого от этих помыслов, так что он впал в уныние, во сне явилась ему Пречистая Дева
и укре­пила его.

Но самое тяжкое испытание было связано с событием, которое едва не от­да­лило игумена Илариона от Православной Церкви. В начале пятидесятых годов XVI века под руководством патриарха Никона в Русской Церкви началось исправление богослужебных книг и обрядов по образцу Греко-Восточной Церкви. Были напечатаны и разосланы по всем храмам и монастырям новые Служебники. С одной стороны — сомнение в правильности исправленных книг, а с другой — нежелание ослушаться патриарха с одинаковой силой терзали душу святого Илариона. Он наложил на себя строгий пост и долго со слезами молил Господа открыть ему истину. Молитва святого была услышана, и он удостоился видения. Однажды после потребления Святых Даров он увидел на Чаше Кровь и услышал голос: «Совершается ли служба по прежним книгам или по новоисправленным, сила таинства остается та же». С этой минуты все сомнения Илариона исчезли и он беспрекословно повиновался патриарху.

В обители игумен Иларион ввел строгий устав: все было общее, трапеза сов­мест­ная, кроме больных и немощных все трудились на монастырских послу­ша­ниях. Впоследствии, уже став митрополитом, он в 1694 году отправил во Флорищеву пустынь наказную грамоту о монастырском управлении, в которой вспоминал о своем управлении этой пустынью: «При мне грешном никто своего не имел, но все полагали общим. И сейчас у вас многое осталось на память о том прежнем общежительстве. Помнят же и то, что я предавал огню имущество тех, которые при мне грешном хотели то общежительство разрушать». Во вре­мя богослужения иноки стояли так тихо, что казалось, в церкви никого нет.

За праведную жизнь, кротость и смирение Господь прославил преподобного Илариона даром прозорливости и дал власть над нечистыми духами.

Монастырь святого Илариона привлекал многочисленных богомольцев.
Его посещал царь Феодор Алексеевич, полюбивший душеспасительные беседы с игуменом Иларионом. Он подарил обители несколько икон письма Симона Ушако­ва, родственника святого Илариона.

11 декабря 1682 года святой Иларион был рукоположен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского и вскоре возведен в сан митрополита. В Суздальской епархии святитель Иларион строил, восстанавливал и украшал храмы. Только в Суздале на его средства было построено пять церквей и перестроен древний собор. Богослужение при святителе Иларионе получило особую торжественность.

Он учредил крестные ходы и устроил для них особые иконы и большие фонари, которые и ныне употребляются во время крестных ходов.

В 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

Москвитин Филипп Александрович. Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.

В 1724 г. по повелению Петра I мощи были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Троицкой церкви. 

 

Святитель Иларион часто говорил проповеди и поучал приходивших к нему за наставлениями. Особенную заботу он проявлял о вдовах и сиротах, а также благотворил бедным, кормил нищих и убогих. О нестяжательности святителя свидетельствовало то, что после смерти у него нашли всего три полушки денег.

25 лет управлял святитель Иларион Суздальской епархией. 18 сентября 1698 года, по благословению патриарха Адриана (1690—1700), митрополит Иларион открыл святые мощи преподобной Евфросинии Суздальской (+ 1250; память 25 сентября/8 октября). Незадолго до смерти от многих слез он лишился зрения, но не прекратил служение.

Святитель Иларион скончался 14 декабря 1707 года и был погребен в суздаль­ском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У гробницы святителя Илариона совершались чудеса и многие исцеления; до тридцати из них засвиде­тельствованы в древнем житии святителя. Житие митрополита Илариона состав­лено его учениками, оно было впервые издано в 1868 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели