Храм Преображения Господня, село Сивково, можайского района МО

Праздник Преображения Господня. Сивково 19 августа 2014 года

Сначала несколько фотографий праздника в далеком 2001 году:

сивк2001преобр_002

Храм немного очистили, пригласили дачников — и отслужили молебен. Настоятель храма был ещё в сане дьякона, поэтому пригласил на молебен соседа, тогда настоятеля Воскресенского храма в селе Борисово отца Евгения.

сивк2001преобр_007

Пела ныне покойная мать София — монахиня Серафима, настоящий ветеран церкви.

сивк2001преобр_006

Вместо окон алтаря — рваные раны.

 

 

 

сивк2001преобр_008 сивк2001преобр_011

Ну вот. Пора и яблочки освятить. Ба! Знакомые всё лица!

сивк2001преобр_016

На солее стоят с иконами будущий настоятель и Андрей Головин.

сивк2001преобр_020

Утро. Запасы дров. Хорошо.

P1140993

P1140998

P1150001 P1150004

Маршрут будущего крестного хода.

P1150005

Корабль «Святитель Николай» встал в проливе, чтобы послужить мостом для крестного хода.

P1150006

 

P1150007

Крестный ход пойдет к часовне-купальне.

P1150008

Отец Вячеслав рассказывает о горе Фаворской, на которой он не раз встречал этот праздник.

P1150013
DSC00870

Украшенное к празднику паникадило. Спасибо Ильиным.

P1150019

Крестный ход.

P1150020

 

P1150024
DSC00902
P1150026

Построенная в этом году набережная-дорога вокруг храмовой территории, спасибо Денису Федоренко.

P1150029

Так, чтобы Евангелие всем было хорошо слышно. В ветренный день на набережной это необходимо.

P1150033

DSC00914

 

P1150046

 

P1150047

 

P1150049

Саша, старейший алтарник нашего храма, после покойного Александра Фомича.

P1150051
DSC00933
Евангелие читается на капитанском мостике «Святителя Николая»

DSC00936

 

Переправа получилась отличная, спасибо Виталику.

P1150057

Обратите внимание, рубка корабля как в бою побывала. Это последствия катастрофического града, который прошел в июле.

P1150058

Николай Михайлович, первый капитан корабля «Святитель Николай». Сейчас приписан к порту.

P1150060

Настоятель хвастается причалом, который весной построили на том берегу у деревни Михайловское.

P1150063

Виктор, профессиональный художник, спешит запечатлеть сивковские красоты.

P1150066

 

P1150067

P1150071
DSC00950
Внутри купальни 40 мучеников севастийских.

P1150086

Все не поместились, Евангелие читаем в окошко.
DSC00957

P1150095

Обратно к храму.

P1150096

Певчие Вика, Ксения, Наталья, и Татьяна Николаевна.

P1150099

Настоятель рассказывает о празднике Крещения в Сивково.

P1150101

 

P1150102

P1150104

За колокольный звон, сопровождавший крестный ход, спасибо Александру.

P1150106

P1150107

P1150109

Хотя служба проходила в Екатерининском приделе, из-за технических трудностей, освящение плодов состоялось в основном храме, Преображенском приделе.

P1150116

P1150118

P1150119

Всем прихожанам розданы святыни из Иерусалима.

P1150122

И это только часть фотографий, так сказать, предварительная. Ждем ещё фото .

 

В народе праздник Преображения Господня называют Вторым Спасом или «Яблочным спасом». Созревание плодов в садах к концу лета, увенчание ими трудового целого года является зримым образом будущего преображения мира. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией. В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья – т плоды, которые во время Литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок, потому что к этому времени поспевают сладкие румяные яблоки садовые. Деревенская Русь до сих пор в некоторых районах считает грехом есть до Второго Спаса какие – нибудь новые плоды.
DSC00975

В старые годы народился на Руси и в некоторых живущих прадедовским бытом деревенских уголках сохранился до последних дней добрый обычай, вызвавший собою на свет из уст народа изречение: «На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!». В старую старь все русские садоводы «принашивали в храмы плоды для освящения», и эти плоды из рук священника раздавались всем прихожанам. Все бедняки наделялись в этот день яблоками – от щедрот имеющих собственные сады; больные получали яблочную разговень у себя на дому. Кто не исполнил этого установленного вековым преданием обычая, тот считался за человека «недостойного общения». Старые люди, особенно крепко придерживающиеся всего завещанного народу былыми умудренными опытом поколениями, говаривали о таких не радеющих о сердобольной старине хозяевах – садоводах: «А не дай – то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от бедного!» Обычай освящения яблок в день Преображения Господня сохранился на Руси повсеместно. До сих пор – и в городах, и в селах – всюду можно увидеть у поздней обедни на этот праздник прихожан с принесенными для освящения яблоками. «Спасовым яблочком» после обедни разговляются в семье каждого садовода, почитающего заветы предков.

 

Яблони разводили практически по всей России – даже в холодных северных пределах. Настоящим рукотворным чудом являлись сады Соловков и Валаама. На острове Валааме не было плодородной земли. Монахи привозили ее в мешках, ящиках, сундуках на лодках за 45 километров. Землю перемешивали с хворостом и листьями местных жиденьких березок, произраставших в глубине острова. Чуть не горстями собрали столько, что хватило бы для загрузки нескольких тысяч КамАЗов. В 1810 году по благословению игумена Дамаскина монахи посадили первые яблони. Неустанные труды не остались безуспешными. Несмотря на суровый климат, в урожайные годы собирали по 10 – 12 ведер плодов с дерева. Яблоки, в зависимости от сорта, по фунту или полфунта весом, прекрасно сохранялись в монастырских подвалах до мая и июня, а отдельные сорта — до июля. Валаамские яблоки посылались к столу самодержца – императора, где были признаны лучше заморских. И даже сейчас, спустя много лет после разорения монастыря, полуторостолетние поломанные и заброшенные яблони продолжают плодоносить, являясь живым памятником монашескому трудолюбию.
DSC00964
В России известно около полутора тысяч сортов яблок.

Со Второго Спаса начинали по всей Руси снимать яблоки. Благочестивые люди в урожайные годы приглашали от обедни церковный притч – помолиться в саду. Поднималась икона Преображения Господня, благоговейно неслась хозяевами – садоводами; под зеленой, чуть начинающей желтеть сенью деревьев служился благодарственный молебен. Затем приступали к спешной работе. «Время не ждем, всему – свой час». И впрямь, опасно было сидеть деревне, сложа руки, надо помнить, что к этому Празднику не только яблоки, но и яровые хлеба поспевают. Не за горами – и ненастные дни осенние. «После Второго Спаса дождь – хлебогной!» — как же тут не поспешить с уборкой хлебов крестьянину?

Вечером на Спас – Преображенье в Новгородской и соседних уездах других губерний в старые годы собирался хоровод молодежи, направлявшейся за околицу – в поле. Здесь на пригорке, с которого было видно на далекое расстояние, молодежь делала остановку и принималась следить за близким к закату солнцем, коротая время в веселой шумливой беседе. Как только солнышко красное начнет, бывало, опускаться за черту расстилающегося кругозора, собравшиеся прекращали смех – говор, и хоровод начинал степенно запевать:

«Солнышко, солнышко, подожди!

Приехали господа – бояре

Из Велика – де Новагорода

На Спасов день пировать.

Уж вы ли, господа – бояре,

Вы, бояре старые, новгородские!

Стройте пир большой

Для всего мира крещеного….»

Эта «провожавшая солнце» песня хоть и повествовала о «большом пире», но и сама звучала чем – то не особенно идущим к веселью, связанному с вполне определенным понятием о русских пирах.

Настроение песнотворца – народа, дышащего одним дыханием с природой и ее стихиями, на Спас – Преображенье словно провожало красное солнышко не только на закат, но и на зимний покой. Поэтому и обращался народ в своей песне к согревающему землю и недра земли прекрасному, щедрому на дары, светилу: «Солнышко, солнышко, подожди!».

DSC00841

В этот же день у поклонного креста в алексеенках:

P1150131

P1150128

P1150135

3 мнений на “Праздник Преображения Господня. Сивково 19 августа 2014 года

  1. Иоаким Автор записи

    Добавил фотографии Виктории Порватовой. Некоторые лучше моих. Жду бурных обсуждений и комментариев)))

  2. Феанор

    Ага. Фотки хороши. Особенно третья снизу — у креста пол-головы нету((( Зато травки много))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели