Сначала несколько фотографий праздника в далеком 2001 году:
Храм немного очистили, пригласили дачников — и отслужили молебен. Настоятель храма был ещё в сане дьякона, поэтому пригласил на молебен соседа, тогда настоятеля Воскресенского храма в селе Борисово отца Евгения.
Пела ныне покойная мать София — монахиня Серафима, настоящий ветеран церкви.
Вместо окон алтаря — рваные раны.
Ну вот. Пора и яблочки освятить. Ба! Знакомые всё лица!
На солее стоят с иконами будущий настоятель и Андрей Головин.
Утро. Запасы дров. Хорошо.
Маршрут будущего крестного хода.
Корабль «Святитель Николай» встал в проливе, чтобы послужить мостом для крестного хода.
Крестный ход пойдет к часовне-купальне.
Отец Вячеслав рассказывает о горе Фаворской, на которой он не раз встречал этот праздник.
Украшенное к празднику паникадило. Спасибо Ильиным.
Крестный ход.
Построенная в этом году набережная-дорога вокруг храмовой территории, спасибо Денису Федоренко.
Так, чтобы Евангелие всем было хорошо слышно. В ветренный день на набережной это необходимо.
Саша, старейший алтарник нашего храма, после покойного Александра Фомича.
Евангелие читается на капитанском мостике «Святителя Николая»
Переправа получилась отличная, спасибо Виталику.
Обратите внимание, рубка корабля как в бою побывала. Это последствия катастрофического града, который прошел в июле.
Николай Михайлович, первый капитан корабля «Святитель Николай». Сейчас приписан к порту.
Настоятель хвастается причалом, который весной построили на том берегу у деревни Михайловское.
Виктор, профессиональный художник, спешит запечатлеть сивковские красоты.
Внутри купальни 40 мучеников севастийских.
Все не поместились, Евангелие читаем в окошко.
Обратно к храму.
Певчие Вика, Ксения, Наталья, и Татьяна Николаевна.
Настоятель рассказывает о празднике Крещения в Сивково.
За колокольный звон, сопровождавший крестный ход, спасибо Александру.
Хотя служба проходила в Екатерининском приделе, из-за технических трудностей, освящение плодов состоялось в основном храме, Преображенском приделе.
Всем прихожанам розданы святыни из Иерусалима.
И это только часть фотографий, так сказать, предварительная. Ждем ещё фото .
В народе праздник Преображения Господня называют Вторым Спасом или «Яблочным спасом». Созревание плодов в садах к концу лета, увенчание ими трудового целого года является зримым образом будущего преображения мира. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией. В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья – т плоды, которые во время Литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок, потому что к этому времени поспевают сладкие румяные яблоки садовые. Деревенская Русь до сих пор в некоторых районах считает грехом есть до Второго Спаса какие – нибудь новые плоды.
В старые годы народился на Руси и в некоторых живущих прадедовским бытом деревенских уголках сохранился до последних дней добрый обычай, вызвавший собою на свет из уст народа изречение: «На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!». В старую старь все русские садоводы «принашивали в храмы плоды для освящения», и эти плоды из рук священника раздавались всем прихожанам. Все бедняки наделялись в этот день яблоками – от щедрот имеющих собственные сады; больные получали яблочную разговень у себя на дому. Кто не исполнил этого установленного вековым преданием обычая, тот считался за человека «недостойного общения». Старые люди, особенно крепко придерживающиеся всего завещанного народу былыми умудренными опытом поколениями, говаривали о таких не радеющих о сердобольной старине хозяевах – садоводах: «А не дай – то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от бедного!» Обычай освящения яблок в день Преображения Господня сохранился на Руси повсеместно. До сих пор – и в городах, и в селах – всюду можно увидеть у поздней обедни на этот праздник прихожан с принесенными для освящения яблоками. «Спасовым яблочком» после обедни разговляются в семье каждого садовода, почитающего заветы предков.
Яблони разводили практически по всей России – даже в холодных северных пределах. Настоящим рукотворным чудом являлись сады Соловков и Валаама. На острове Валааме не было плодородной земли. Монахи привозили ее в мешках, ящиках, сундуках на лодках за 45 километров. Землю перемешивали с хворостом и листьями местных жиденьких березок, произраставших в глубине острова. Чуть не горстями собрали столько, что хватило бы для загрузки нескольких тысяч КамАЗов. В 1810 году по благословению игумена Дамаскина монахи посадили первые яблони. Неустанные труды не остались безуспешными. Несмотря на суровый климат, в урожайные годы собирали по 10 – 12 ведер плодов с дерева. Яблоки, в зависимости от сорта, по фунту или полфунта весом, прекрасно сохранялись в монастырских подвалах до мая и июня, а отдельные сорта — до июля. Валаамские яблоки посылались к столу самодержца – императора, где были признаны лучше заморских. И даже сейчас, спустя много лет после разорения монастыря, полуторостолетние поломанные и заброшенные яблони продолжают плодоносить, являясь живым памятником монашескому трудолюбию.
В России известно около полутора тысяч сортов яблок.
Со Второго Спаса начинали по всей Руси снимать яблоки. Благочестивые люди в урожайные годы приглашали от обедни церковный притч – помолиться в саду. Поднималась икона Преображения Господня, благоговейно неслась хозяевами – садоводами; под зеленой, чуть начинающей желтеть сенью деревьев служился благодарственный молебен. Затем приступали к спешной работе. «Время не ждем, всему – свой час». И впрямь, опасно было сидеть деревне, сложа руки, надо помнить, что к этому Празднику не только яблоки, но и яровые хлеба поспевают. Не за горами – и ненастные дни осенние. «После Второго Спаса дождь – хлебогной!» — как же тут не поспешить с уборкой хлебов крестьянину?
Вечером на Спас – Преображенье в Новгородской и соседних уездах других губерний в старые годы собирался хоровод молодежи, направлявшейся за околицу – в поле. Здесь на пригорке, с которого было видно на далекое расстояние, молодежь делала остановку и принималась следить за близким к закату солнцем, коротая время в веселой шумливой беседе. Как только солнышко красное начнет, бывало, опускаться за черту расстилающегося кругозора, собравшиеся прекращали смех – говор, и хоровод начинал степенно запевать:
«Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа – бояре
Из Велика – де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа – бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещеного….»
Эта «провожавшая солнце» песня хоть и повествовала о «большом пире», но и сама звучала чем – то не особенно идущим к веселью, связанному с вполне определенным понятием о русских пирах.
Настроение песнотворца – народа, дышащего одним дыханием с природой и ее стихиями, на Спас – Преображенье словно провожало красное солнышко не только на закат, но и на зимний покой. Поэтому и обращался народ в своей песне к согревающему землю и недра земли прекрасному, щедрому на дары, светилу: «Солнышко, солнышко, подожди!».
В этот же день у поклонного креста в алексеенках:
Ждем ещё фотографий!
Добавил фотографии Виктории Порватовой. Некоторые лучше моих. Жду бурных обсуждений и комментариев)))
Ага. Фотки хороши. Особенно третья снизу — у креста пол-головы нету((( Зато травки много))))